Словесно-импровизационный поток в музыкально-импровизационном исполнении
18, Октябрь, 2009 от Павел Лачев

Казаху, родившемуся в степи — это я про себя, я родился в Казахстане, за границей, то есть — так вот, казаху, родившемуся в степи, а точнее, глазам казаха, родившегося в степи, свойственна любовь к взгляду вдаль.
Это я выяснил недавно, когда вдоволь насмотрелся вдаль.
И, конечно, как человеку, мозг которого включает в себя не только казахские нейроны, но и нейроны многих других народностей, мне свойственно думать, что всё связано со всем.
Ну, а как еще думать, если фамилия твоя болгарская, земли исхода после шестимесячного пребывания на Земле казахские, незнакомые люди в тебе признают зимой еврея, летом индуса, а в итальянском ресторане принимают за итальянца?
И вот с таким багажом, естественно, я связал любовь к взгляду вдаль с казахскими степями.
Взгляд вдаль делает сознание текучим.
Таким образом, я снова Про Поток.
Взгляд вдаль делает сознание текучим, и вот он — Поток!
Без Потока теперь никуда.
Я тут задумался о том, а как играть на африканских барабанах, которые в последнее время очень полюбил, если нет Потока?
Оказалось — никак.
Тогда, дабы соотнести хоть что-то с чем-то, я соотнес импровизацию на барабанах с импровизацией словесной. С писаниной, то есть.
Получилось вот что:
1. Все начинается с предощущения. Предощущение — "щас спою!" Легкая беременность идеей. Желание сотворить, в общем.
2. Потом ищем опору. То есть, что-то, от чего можно оттолкнуться, чтобы начать движение. Хоть какое-то движение, потому что пока еще совсем не важно, что это за движение. Опорой может быть — образ визуальный или словесный, словосочетание, чувство.
3. Далее, найдя опору, начинаем свободно ассоциировать. Ну, то есть, нанизывать образы, или слова, или чувства, как будто во сне — одно влечет за собой другое, никак логически не связанное с предыдущим
4. Но чувства и образы, нанизываемые друг на друга, связаны, тем не менее, что в начале не осознается, и только потом, постепенно это осознание приходит. Это осознание взаимосвязи и есть следующий этап или критерий словесно-импровизационного Потока, четвертый по счету.
5. И ведет он к еще одному шагу, следующему — выводу или итогу. К тому, "а что, собственно, хотело сказаться через все эти ассоциации". Понимание итога самим автором — пятый шаг.
6. Еще должно быть обязательно — оформление окончательного результата, потому как то, что стало понятно тебе, автору, не обязательно будет понятно кому-то еще. Процесс оформления окончательного результата должен включать в себя момент закольцовки вывода-итога с началом всего процесса — для композиционной целостности.
Все эти шесть пунктов не имеют никакого отношения к Потоку. Но!
Они помогают его нащупать и не сбиться с пути.
Это так, если заниматься писаниной.
"А как же с музыкой?" — спросил я моего друга с музыкальным образованием и одновременно читательницу нашего блога по имени Анастасия.
И вот что получилось в ответ:
"Так же будет.
И результат импровизации тоже не всем понятен будет
![]()
И образы так же нанизываются.
Да, так и начинают музыку писать, мне кажется. Начинается с желания, а потом мозги отключаешь и пошел. Только в музыке все ярче, ощущений больше, чем картинок
Если я что-то напеваю, и то, что я напеваю, подходит под мои ощущения, то складывается мелодия.
Но это не музыка, это мелодия, на которую потом музыку надо нанизывать.
Мелодия, это скелет. Музыканты-гении слышат сразу не только мелодию, но и несколько инструментов, ее исполняющих. А просто люди рисуют скелет, а потом оформляют уже во что-то более выдающееся.
С барабанами — все также. Вначале нужна мелодия, без барабана.
Потом, когда поешь ее как родную, начинаешь прибавлять инструмент, пробовать, искать. Наверное, вначале один барабан. Искать свои акценты в этой мелодии. Они же могут быть очень разные. Потом еще барабан, потом трещотки какие-нибудь.
Все участники должны нанизываться на твою мелодию, а не только на ритм.
Ну, например… У тебя есть часть мелодии, которая разбита по четвертям. Ты, в зависимости от ощущений выделяешь разные доли в этом отрезке, некоторые молчишь, а некоторые пробиваешь.
Если другие участники не знают мелодии, для них дыра в этом месте будет…"
Дорогие друзья, если с музыкой также, как с писаниной, то это ж ведь какой труд получается!
Не то чтобы — барабань себе в барабан. А еще и беременеть, отталкиваться, ассоциировать, нанизывать и закольцовывать надо.
Ну, ничего, это не страшно, что так много всего — зато теперь понятно, с чего все начинается, если все начинается с беременности.
Ведь с беременностью только и возможно рождение.
Поделиться в соц. сетях
Опубликовано 18, Октябрь, 2009 в 6:21 в рубрики Психо-Пати. Вы можете оставить отслеживать комментарии к записи при помощи RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.

19, Октябрь, 2009 в 21:47
Это всё же больше про рождение в потоке музыки души, если так можно выразиться. А не про музыку в целом.
19, Октябрь, 2009 в 22:09
Анастасия, а чем одно отличается от другого?
19, Октябрь, 2009 в 22:50
«Да, так и начинают музыку писать, мне кажется. Начинается с желания, а потом мозги отключаешь и пошел. Только в музыке все ярче, ощущений больше, чем картинок» — это я про музыку души.
А ведь пишут то музыку все же по разному.
Вот сейчас сидела и слушала примерно следующее:
…………..мишки
…………..штанишки
…………..мальчишки
…………..мой парнишка
Но дело не в содержании совсем.
Вначале человек придумал ЭТО. Потом наложил на ЭТО пару тройку стандартных аккордов — получилась мелодия.
Потом украсил оранжировкой с суперскими эффектами. И музыка тоже вроде получилась нормальная…
Но как-то прослушав раз, второй не тянет, не цепляет короче.
Как то так отличается по восприятию.
В потоке круче
19, Октябрь, 2009 в 23:24
Здорово вы тут импровизируете на пару с Анастасией
!
19, Октябрь, 2009 в 23:40
( Оранжевая Аранжировка получилась
)
Да, Оксана, пытались понять что то, сильно тема интересует
19, Октябрь, 2009 в 23:44
Анастасия,а что значит оранжевая?почему?
19, Октябрь, 2009 в 23:55
Оксана, простите, ввела вас в заблуждение
Это творческий подход к моей невнимательности в орфографии..
В слове «аранжировка» была ошибка
20, Октябрь, 2009 в 0:05
А вот оно что,Анастасия,вот это,да «Потом украсил оранжировкой….»Забавно получилось
Ладно,буду следить о чем интересном у вас разговор пойдет
20, Октябрь, 2009 в 2:34
Анастасия, то есть существует технология создания музыки, а есть музыка, которая рождается где-то там в душе. И вот вы говорили именно про второе. Без технологий. Ага?
20, Октябрь, 2009 в 12:19
Использование профессиональных знаний и примудростей может включаться туда, но позже (подогнать то, что родилось, к востребованному формату, например).
Но, это уже немного другой продукт.
А ещё — чтобы музыка рождалась сама, её необходимо стараться услышать во всём, что окружает.
Она, мне кажется, присутствует не только в собранных вместе звуках, а и в образах, чувствах, действии, движении и т.п.
Но это уже мой музыкальный глюк.
20, Октябрь, 2009 в 17:33
Анастасия, очень хочу про музыкальный глюк развернутое толкование с примерами
Мне кажется, в этом кроется какой-то еще один секрет!
20, Октябрь, 2009 в 19:31
Развёрнутое толкование Глюка?
Ну да, можно попробовать. Но это же мой глюк — за достоверность не смогу ручаться!
20, Октябрь, 2009 в 19:38
Ваш глюк, Анастасия, даже на первый взгляд очень симпатичный и, более того, кажется подающим надежду на чрезвычайную свою полезность
Такое явление имеет свое название в психологии — синестезия, и часто встречается у творческих и одаренных людей
20, Октябрь, 2009 в 22:37
А, ну ясно. Тогда можно поискать.
Не знаю, как начать, это же глюк…
Свежий пример, который «зафиксировался», ну т.е. поняла, что слышу музыку, как из динамиков.
На днях писала статью. Так как с этим творчеством на «Вы», далось очень тяжело. Знаешь, что писать, а гармонично оформить сложно.
Так вот, когда все же я ее написала, отредактировала и оставила отлежаться, а потом на свежую голову прочла без отвлечения, то к концу прочтения поняла, что слышу музыку этой статьи (извиняюсь за непривычное выражение)и достаточно отчётливо. И она мне сильно нравится. Прыгала до потолка.
А ещё, когда заткнёшь уши и смотришь на танцующего человека, тоже слышишь.Только чаще не совпадает реально играющая музыка и музыка двигающегося в тишине человека. Пробовала наблюдать ещё учась в институте.
И ещё, когда наблюдаешь за лицами людей, они ведь, эти лица, много эмоций выражают. Так вот каждого есть своя музыка и она улавливается. Я от глаз отталкиваюсь, что бы услышать.
Примерно такой глюк происходит.
21, Октябрь, 2009 в 4:31
Анастасия, это очень ценно, то, что вы написали. Я буду над этим думать и попробую сделать такие мысленные эксперименты. Может быть, и даже скорее всего, у меня не получится сразу слышать музыку, но ведь я могу поднатужиться и что-нибудь услышать, как думаете?
21, Октябрь, 2009 в 7:27
Если поднатужиться?
Не знааааю, Павел!:-)
Вот если получится, то расскажите обязательно, а то я не совсем точно улавливаю, как этот процесс внутри происходит. Только недавно стала опять внимание на него обращать.
21, Октябрь, 2009 в 7:39
Поняла!
Не, напрягаться тут на нужно, нужно думать ушами просто
21, Октябрь, 2009 в 8:32
Анастасия!!!!!Вы даже не представляете какой замечательной вещи Вы нас тут между делом научили!!!Я попробовала,получается!В особенности,интересно слышать музыку людей,да и предметов тоже.Думаю,это еще и как-то полезно
21, Октябрь, 2009 в 10:22
Думать ушами! Все понятно!
Для этого мне точно потребуется поднатужиться
21, Октябрь, 2009 в 10:23
Куда же проще?!
21, Октябрь, 2009 в 10:23
Анастасия, а может, еще какой совет про то, как думать ушами?
21, Октябрь, 2009 в 12:56
Оксана — ужеее?
Классно — быстро Вы перестроились
Павел, я чёт не поняла — «куда же проще» или не получается?!
21, Октябрь, 2009 в 14:04
Анастасия, пока еще думать ушами мне только предстоит научиться и потому спрашиваю вашего какого-нибудь вспомогательного совета
21, Октябрь, 2009 в 14:24
Смеюсь уже, не могу….
Беру уши в руки и думаю ими, так наверное…потрясывая под ритм музыки
Сейчас по простому попробую, как технически это происходит…
Вот образ представляю зрительно, например — танцующего человека. Вверх смотрю при этом.
Потом зрением как бы тяну его к уху правому. Постепенно образ пропадает, а звук появляется.
Хахахахаха….кто это читает, пожелает мне здоровья психологического….
21, Октябрь, 2009 в 14:38
Забыла.
А если через ощущения, то глаза закрываю и вниз его, а потом к уху
21, Октябрь, 2009 в 14:39
Ну эту технологию я, пожалуй, смогу освоить
Спасибо, Анастасия
21, Октябрь, 2009 в 18:03
Ой,со смеху покатываюсь над вашим диалогом
Даже забыла,что дома посторонние люди
- так хохотала,что муж замечание сделал 
боюсь Вас немного обманула- я всегда могу чувствовать энергетический ток от всего на свете,а с музыкой это надо же эту энергию в мелодию облечь.Но
Для этого,наверное,надо много слушать музыку.Ой,как интересно все это!Попробую
Анастасия
,думаю,это поправимо,буду стараться
21, Октябрь, 2009 в 19:10
Ага, сама смеялась над собой весь день, Оксан
Но самое интересное в этом то, что Павлу и Вам все понятно
21, Октябрь, 2009 в 20:15
Да, понятно
22, Октябрь, 2009 в 2:57
Да,Анастасия
,вот,если попробывать пропитаться музыкой,так чтобы она заполонила тебя всю без остатка(мало вероятно,что смогу так),тогда,быть может,то,что я воспринимаю как энергию сможет восприниматься как музыка.Но для этого нужна большая работа.Попробую,но в качестве игры
Уж слишком удивительный мир Вы открыли
22, Октябрь, 2009 в 3:10
Вот как замечательно, Анастасия — вы открыли целый мир!
22, Октябрь, 2009 в 10:59
Просто пееесня
22, Октябрь, 2009 в 14:41
Э-эх
да-а
11, Ноябрь, 2009 в 23:44
Павел, для того чтобы услышать «музыку» вовсе не обязательно напрягаться (в буквальном смысле), это даже противопоказано
. Это всё сугубо индивидуально: для одного человека это просто думать ушами, для другого «мурашки по телу», для третьего это идёт из глубины души, нутра, сердца, четвёртого пропитаться, как угодно. Только не напрягаться. Ведь при напряжении мы думаем о чём угодно, только не о музыке. Хотя я знаю из истории: Чарльз Спенсер Чаплин перед выходом на сцену, очень нервничал и к моменту выхода его на сцену, до выхда: был апогей нервозности, во время выхода успокаивался и во время выступления его уже нич-чего не беспокоило. И какой был артист???…
:):)
12, Ноябрь, 2009 в 1:21
Игорь, очень интересно то, что вы написали
А как именно вы «слышите» музыку? Возможно, это окажется еще интереснее
12, Ноябрь, 2009 в 19:19
Неслуховик я
, иногда не слышу ни какой музыки
, иногда иду по улице (сам в себе) и слышу звуки ни откуда — из головы
.Просто знаю от куда «ноги» растут
(по биоэнергии)* и что, композитором мне не быть. Мне бы, со своей кармой справиться, а композиторство оставлю людям пусть пишут — зарабатывают: либо имя, либо деньги
. Кому что ближе или нужнее
.
* — если интересно могу сбросить сайт, не мой сайт — сейчас уже государственный. Хотя и сейчас корреспонденты пишут, что вся эта биоэнергетика чистой воды выдумка, а в природе существует прибор по измерению биоэнергии, который можно потрогать.
12, Ноябрь, 2009 в 20:39
Спасибо, Игорь
Про «не напрягаться» я усвоил теперь уже хорошо
еще раз спасибо