философия жизни = отношение к смерти
9, Сентябрь, 2009 от Павел Лачев

- Во-первых, мы мечтаем прожить лет сто сорок! Представляете, сколько всего еще предстоит увидеть в следующие сто с лишним лет?! А, во-вторых, даже если мы покинем эту телесную оболочку, а мы обязательно покинем эту телесную оболочку, то лично для меня ничего не изменится, я точно так же буду продолжать неумолчно вам что-нибудь говорить, но вы этого не услышите. Значит, изменится что-то для тех, кто продолжит жизнь в этом воплощении. А для развоплотившегося меня почти ничего не изменится. Ну, разве что я не смогу обнять и поцеловать Олю, потому что не будет этого рта и этих рук.
Продолжаю далее:
- Это грустно, но не смертельно. Так что, смерть — это не смертельно! Парадоксально, но факт! У кого есть факты, опровергающие этот факт, прошу высказываться.
Вы думаете, поднялся лес рук из ста с лишним человек участников нашего семинара? Нет. Все молчат.
Так проходил наш 3х-дневный семинар, который мы проводили и закончили с Олей совсем недавно.
Философия жизни человека строится на его отношении к смерти.
Это я пояснял далее участникам семинара. И пробую пояснять сейчас.
Если у человека в распоряжении максимум лет 70 жизни, то многое успеть невозможно, а, следовательно, постоянный цейтнот ему обеспечен.
Более того, эти скудно выделенные 70 лет нужно потратить так, чтобы не было мучительно больно.
И что же с ними, с этими семьюдесятью годами, делать?
Когда таков груз ответственности!
А вот вариант другой: в распоряжении у человека, родившегося в какой-нибудь стране с буддийской традицией, 700 жизней.
Торопится ему некуда. Да и незачем.
Все усилия — копятся и пригодятся.
И ответственность вроде бы велика — ведь все сделанное носить багажом опыта 700 жизней — но не давит!
И то, и другое — крайности. Где-нибудь по серединке живем мы. И тут нам хорошо.
Философия психотерапии психотерапевта строится на его философии жизни, которая строится на его отношении к смерти.
Исходя из этого, сейчас попробую ответить на вопрос нашего друга и читателя по имени Игорь о том, каковы же критерии готовности психотерапевта к ведению частной практики, а если взять пошире, то и к занятиям психотерапией вообще.
Игорю отдельное спасибо за вопрос!
Вот они критерии:
1) психотерапевт "делает" психотерапию, потому что не может этого не делать, как поэт не может не писать стихов, композитор — музыку, художник — картину;
2) психотерапевт делает психотерапию для того, чтобы посредством его психотерапии все люди в мире стали психически окончательно здоровыми;
3) психотерапевт, делая психотерапию, понимает, что работа эта временна, так как очень скоро, такая профессия перестанет требоваться человеку, полностью здоровому психически, какими в идеале и впоследствии станем все мы;
4) а, значит, уповать на неизбежность вознаграждения и строить на этом свое финансовое благополучие психотерапевт не станет, лучше он будет кузнецом и будет ковать кочергу для камина, которая очень нужна кому-нибудь из ближних;
5) психотерапевт очень хорошо знает, что он может, по той простой причине, что еще раньше он узнал то, чего не может, и потому старается научиться тому, чего не может, или не стесняется признаться в том, чего не может и не может научиться;
6) тем не менее, психотерапевт уверен, что пока еще, пока все люди в мире не стали психически окончательно здоровыми, его работа очень и очень необходима и даже неизбежна всем, всем, всем, опять-таки, людям в мире;
7) и поскольку он уверен в неизбежной нужности своей работы всем людям в мире, он так же уверен в неизбежности того, что мир людей позаботится о нем, или эта забота о нем станет проявлением воли Бога, что правильнее;
делая свою психотерапию, психотерапевт уверен в том, что именно он делает ее настолько хорошо, что человек принявший ее от него вернется за этим вновь, пока не станет окончательно психически здоровым, и пригласит к этому своего нуждающегося друга;
9) несмотря на все вышеизложенное, психотерапевт понимает, что помочь всем психически нуждающимся стать окончательно психически здоровыми не удастся и принимает это как данность;
10) психотерапевт, став психотерапевтом однажды, не перестает хотеть быть психотерапевт вновь и вновь, и потому его психотерапия это его образ жизни;
11) в связи с этим учителями психотерапевта становятся все или почти все люди, встречающиеся на его пути;
12) психотерапевт приветствует неизбежность ошибки и ошибки как неизбежность, что не делает его менее уверенным и счастливым в своей профессии;
13) ценность психотерапии психотерапевта в период отсутствия нуждающихся в ней проявляется трансформацией последней во что угодно по желанию самого психотерапевта;
14) психотерапевт понимает свою психотерапию как только лишь часть самого себя и не более чем одну шестую;
Критерии не окончательны и пополнению с уточнениями подлежат всецело!
Поделиться в соц. сетях
Опубликовано 9, Сентябрь, 2009 в 0:37 в рубрики Пси-Коллегам, Психо-Пати. Вы можете оставить отслеживать комментарии к записи при помощи RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.

9, Сентябрь, 2009 в 1:54
теория о переселении душ мне нравилась настолько, что я взяла её для себя за основополагающую. случилось это, когда я ещё училась в школе — и придерживалась я этой теории аж до 33-х лет.
)
В 33 года, будучи на курсах переподготовки по специальности «психотерапия», я познакомилась там с необыкновенной женщиной по имени Татьяна.
Мы обсуждали с ней многеи темы. Коснулись и вопроса «жизни после смерти». И Таня предложила мне такую аллегорию: жизнь — это сад камней.
Камни стоят, создавая окружность. Пока ты на земле — ты никак не можешь видеть все камни сразу. Ты можешь заходить с разных строн, и видеть то одну часть камней, то другую — но увидеть всю картину в целом тебе всё равно не удастся.
«Так и земная жизнь, — сказала мне Таня. — Сколько раз ни живи, всё равно всего познать и увидеть нельзя. Поэтому нет смысла во множественности воплощений. Всё, что ты могла познать и сделать — ты сделаешь в течение одного-единственного воплощения».
признаюсь, высказанная Татьяной мысль вынудила меня всерьёз усомниться в теории о множественности воплощений.
Не могу сказать, что моё восприятие такого явления, как смерть, сильно изменилось после того, как мысль о возможности новых воплощений стала для меня весьма сомнительной… (тут должен быть задумчивый смайлик, почёсывающий репу
9, Сентябрь, 2009 в 10:36
Лёка, мне кажется, более того, я уверен в этом, что смысл человеческой жизни не в том, как сказано — чтобы все познать и увидеть или просто видеть и познавать, то есть не в том, чтобы увидеть весь сад камней или его часть — а в том, чтобы увиденное улучшить своею способностью, уникальной способностью, любить и сделать этот сад камней краше
Увидел одно — улучшил, если смог, увидел другое — улучшил, и так далее до бесконечности улучшать мир материи, при этом накапливая внутри себя, где-то, возможно, это называется духовной тканью или душой, положительный чувственный опыт такого созидания.
При таком взгляде на количество воплощений одной и той же души несколько таких воплощений в пределах десяти выглядит достаточным
С одной стороны для того, чтобы успеть многое сделать в мире материи, для чего и были наши души сотворены, а с другой — для того, чтобы накопить достаточное количество чувственного опыта, обеспечивающее возможость при дальнейшем развитии событий определенным образом на Земле, не допускать в себе грубых духовных ошибок
9, Сентябрь, 2009 в 13:09
ммм… так, как Вы предлагаете — даже интересней. Действительно, интереснее же не просто смотреть на этот мир, но ещё и чего-то делать в нём — и неважно, сколько «жизней» на это отведено
9, Сентябрь, 2009 в 14:37
ну, да.. мне тоже кажется интересней
9, Сентябрь, 2009 в 14:45
что ж, на данный момент я пытаюсь улучшить всемирную паутину — для чего пишу статьи: настолько грамотно, красиво и толково, насколько позволяют мне мои способности — и пожелания заказчиков.
С некоторых пор это стало основным родом миих занятий
9, Сентябрь, 2009 в 15:15
Лёка! Так вы писатель?! Круто! Вот это действительно круто!
9, Сентябрь, 2009 в 15:32
боюсь, называть копирайтера писателем — это слишком громко. Скорее, интернет-журналист, создающий (копирайт)и пересоздающий (рерайт) информацию по желанию клиента.
В мед.учреждениях нашего города не нашлось свободных психотерапевтических ставок, поэтому моя новая медицинская специальность остаётся пока невостребованной.
По старой же специальности — анестезиология и реаниматология — я работать уже не могу в силу объективных и субъективных причин. Если интересно — могу рассказать об этом подробнее
9, Сентябрь, 2009 в 15:39
То есть вы психотерапевт без психотерапии штоли?
Или лучше так: вы пишущий психотерапевт, ага?
Или что значит — невостребованность?
9, Сентябрь, 2009 в 16:17
Я говорю о моей невостребованности как специалиста в лечебных учреждениях города. Интерес от частных лиц ко мне, как к психотерапевту имеется — пусть пока и небольшой.
Пишущим психотерапевтом меня, наверное, можно назвать, потому как стиль мышления и изложения, выработанный годами, сказывается, даже когда пишешь о производстве модульных строительных конструкция
9, Сентябрь, 2009 в 16:25
Ну, все понятно, Лёка, значит, вы пишущий психотерапевт со своей психотерапией
А что еще прекрасного в вашей волшебной жизни?
9, Сентябрь, 2009 в 17:04
Павел, если вам интересно ознакомиться с общей ситуацией в области психотерапии в Беларуси, то можете заглянуть вот сюда: http://psy-marketing.ru/?p=427
9, Сентябрь, 2009 в 17:36
а жизнь, как говорила Алиса в стране чудес, становилась всё чудесатее и чудесатее…
9, Сентябрь, 2009 в 17:37
Поглядел. А у меня про частную практику совсем другое представление
Ну, в смысле, если человек горит желанием помогать, то его не остановит отсутствие кабинета и т.д.
9, Сентябрь, 2009 в 17:42
А в смысле про Алису?
9, Сентябрь, 2009 в 17:55
- А что еще прекрасного в вашей волшебной жизни? — спросили Вы.
- жизнь, как говорила Алиса в стране чудес, становилась всё чудесатее и чудесатее… — ответила я.
Частная практика без лицензии строго преследуется законом, и чревата уголовным наказанием.
А от синдрома «раненого целителя», который буквально горит желанием спасти хоть кого-нибудь — меня-таки порядком подлечили ещё в бытность мою реаниматлогом.
Так что я теперь расслабилась и делаю то, что само делается: пишутся статьи — значит, пишу. Приходят люди — значит, принимаю.
Вооот…
9, Сентябрь, 2009 в 17:58
Ну очень мудро! Лёка!
9, Сентябрь, 2009 в 23:11
в связи с вышеизложенным предлагаю дополнить список «критериев годности к психотерапевтической службе» таким пунктом:
* психотерапевт признаёт за каждым человеком право выбора: лечиться или оставаться непролеченным, ибо понимает — что психотерапия — как и любовь — может быть как предложена, так и отвергнута. :Ь
9, Сентябрь, 2009 в 23:23
Предлагаю дополнение к вашему дополнению: психотерапевт априори считает всех обратившихся и не обращающихся к нему — здоровыми и счастливыми
И только убедительные аргументы могут вынудить его поверить в нужность его усилий
Или другими словами — считать здровыми и не нуждающимися в лечении всех вне зависимости от обстоятельств
10, Сентябрь, 2009 в 0:52
звучит оптимистично!
10, Сентябрь, 2009 в 11:32
ага
13, Сентябрь, 2009 в 0:20
Всем здравствуйте! Именно, ЗДРАВСТВУЙТЕ и будьте ЖИВЫ! И тогда можно рассуждать о жизни-смерти.
…А вот когда видишь 30-ти летнюю старушку, которая слабо держится за краешек гроба, в котором тело ее мужа… а в соседней комнате плачет ее грудной ребенок и еще где-то бегает тот, что постарше, сложно говорить о вечности. Какая тут философия, когда мать хоронит сына, когда молодая жена осталась без мужа, а дети без отца.
Зачем я об этом?! Не знаю… Наверно, чтобы пожелать всем ЗДОРОВЬЯ и ЖИЗНИ!
13, Сентябрь, 2009 в 4:41
Oleчка, здравствуйте!
Философия никуда без Вашей улыбки!
Ни там, ни там, ни там
13, Сентябрь, 2009 в 21:15
Да, извините… исправляюсь
Всем ЗДОРОВЬЯ и ЖИЗНИ
13, Сентябрь, 2009 в 21:31
Очень здорово!
4, Октябрь, 2009 в 18:03
Да,Павел,я понимаю все,что Вы пишите о смерти и меня она пугает только в том отношении,что я Вам написала.Я понимаю,что это называется привязанность,которая, собственно ,является грехом и надо как-то работать с этим
Но что тут поделаешь?!Что тут можно сделать?!
4, Октябрь, 2009 в 18:29
Ну, в данном случае, именно в данном случае, эту привязанность грехом назвать нельзя. Она естественна. И нормальна.
Просто вы думаете, что вы единственная, кто на сегодняшний день заботится о вашем мальчике
4, Октябрь, 2009 в 23:33
Не совсем так,Павел,я думаю,что мое присутствие в Сашиной жизни
благотворно для формирования его личности,а если меня не будет я не смогу контролировать как и кто на него влияет
4, Октябрь, 2009 в 23:38
Вы так говорите, Оксана, как будто не доверете Тому, Кто за всеми нами в заботе присматривает
Ошибаюсь?
4, Октябрь, 2009 в 23:58
Ну,не знаю,Павел,забота матери и забота Бога проявляются иногда слишком по-разному
5, Октябрь, 2009 в 0:06
Что вы хотите, Оксана, этим сказать?
5, Октябрь, 2009 в 0:36
Материнская любовь ведь зачастую очень слепа,это что-то вроде «лишь бы все было хорошо»А любовь Бога,ну тут все хорошо,что к Богу приведет и часто именно страдания приводят человека к Нему.И мне,как матери,наивно кажется,что моему ребенку все-таки будет хоть чуть-чуть лучше,если я буду рядом с ним или хотя бы неподалеку
5, Октябрь, 2009 в 1:15
Ну, и ладно, хорошо, вдвоем вы сумеете позаботиться о Саше
5, Октябрь, 2009 в 7:55
21, Февраль, 2010 в 4:16
смерть-она хороша вовремя,я считаю)
всё хорошо вовремя.
21, Февраль, 2010 в 8:15
все хорошо — вовремя
согласен!
6, Октябрь, 2011 в 15:04
Надо же, как я могла пропустить этот пост? :О Ведь перелопатила ВЕСЬ сайт! Наверное моя женская категоричность меня и теперь подвела
Но хорошо, что нашла в итоге
Паша, вопрос к тебе. Что ты имеешь ввиду, когда говоришь о недопускании в себе грубых духовных ошибок? Что по-твоему мнению считается грубой духовной ошибкой?
А еще по-поводу психотерапии. Мне очень нравится мысль, что психотерапевту для успешной и действенной помощи людям действительно необходимо вырваться за пределы кабинета, за пределы самого себя по направлению к людям, к их нуждам. Потому как, чтобы люди к тебе пришли, вначале нужно придти к ним, так? Заинтересоваться ими. И вот они уже рассаказывают тебе всю свою подноготную, изливают душу. А там глядишь и родится что новое, идея какая.
Верю, что психотерапевтический процесс сам по себе очень творческий. Да, конечно, там есть определенная канва знаний, опыта и т.д. Но как и любой человек, так и сам процесс соприкосновения с ним уникален. И в этом самом процессе участвует сам Создатель. Поэтому иногда вовремя сказанное слово или не сказанное, являются для того, кто рядом — ключом, который открывает дверь. За ней конечно сразу же может оказаться другая, но это уже другая история и другой процесс. Это жизнь.
6, Октябрь, 2011 в 18:56
Такой большой разговор грядет….
Ага?
7, Октябрь, 2011 в 2:31
У меня есть время, а у тебя?
7, Октябрь, 2011 в 7:20
И у меня
7, Октябрь, 2011 в 13:18
Супер! Я вся внимание!
7, Октябрь, 2011 в 15:23
Varya, а смерть вовремя — это как?
7, Октябрь, 2011 в 15:24
Дочь Царя, а вопрос твой можно еще раз?
7, Октябрь, 2011 в 15:37
Паша, вопрос к тебе. Что ты имеешь ввиду, когда говоришь о недопускании в себе грубых духовных ошибок? Что по-твоему мнению считается грубой духовной ошибкой?
Этот?
7, Октябрь, 2011 в 15:40
Нехорошие мысли
7, Октябрь, 2011 в 15:44
Это становится интересным
Какие мысли считать нехорошими?
7, Октябрь, 2011 в 16:19
Нехорошие мысли про людей
7, Октябрь, 2011 в 16:23
а что значит не допускать? а если все-таки возникли, тогда что делать?
7, Октябрь, 2011 в 16:27
Думаю, менять сразу же.
7, Октябрь, 2011 в 16:29
И все-таки, какая мысль может быть нехорошей? Любая с частицей «не»?
7, Октябрь, 2011 в 16:30
Чего-то мне не хочется такое транслировать и, тем более, писать
7, Октябрь, 2011 в 16:35
Хорошо
Вот ты отказался от всех нехороших мыслей, сделал это осознанно. А что потом? После жизни?
7, Октябрь, 2011 в 16:42
После жизни это когда?
7, Октябрь, 2011 в 16:47
Ну, когда жизнь закончится
7, Октябрь, 2011 в 16:56
А я не знаю, что там
7, Октябрь, 2011 в 17:14
И как ты относишься к этому своему незнанию?
7, Октябрь, 2011 в 17:17
Умиротворенно
7, Октябрь, 2011 в 17:28
Поняла тебя
Спасибо, Паша!
А можно еще вопрос?
7, Октябрь, 2011 в 17:35
Ага.
7, Октябрь, 2011 в 17:48
Спасибо!
Кто все-таки определяет «здоровость» человека: он сам или психотерапевт? Или может еще кто другой? Ведь когда цель «полностью здоровый человек/человечество», подразумевается, что человек/человечество все-таки пока нездоров(-о).
7, Октябрь, 2011 в 17:52
Здоровость человека определяет психиатр
психотерапевту-то это незачем
7, Октябрь, 2011 в 17:56
Супер!
7, Октябрь, 2011 в 18:01