Еще раз о смысле жизни и кризисе смысла
8, Декабрь, 2007 от Павел Лачёв
Вот живет мужчина. Жена — золото. Дочь красавица. Карьерная лестница. Квартира в престижном районе. Публичен, успешен. Все при нем.
Годы идут.
Снаружи все хорошо. На лицо взглянешь – все хорошо. В глаза посмотришь – все хорошо. Все хорошо, но…
Он не спокоен. Мало сказать – не спокоен. Он в печали. Даже не в печали. Он просто в ауте. За гранью этого мира, который зовется жизнью. Или почти за гранью.
Ищет. Ищет «как?», «с кем?», «для чего?», «для кого?», «зачем?», «почему?». Ему необходимо найти ответы на вопросы, которые еще и не сформулированы. Он еще не знает этих вопросов. Знал бы, так уж давно бы нашел ответ. Потому ищет пока не там: все больше удовольствий, все больше материального, все больше социального, да что там – просто – больше алкоголя, секса, чего-нибудь еще… Отвлекающего. Отвлекающего от Главного.
А то вдруг болеть начнет. Ни с того, ни с сего. Был здоров, а тут раз… То сердце прихватит. То голова. То давление. То еще что… То в потенциях сомневаться начнет. Как подросток в переходном возрасте, только поизносившийся…
А то скажет: «Перемены нужны. Для чего я ТУТ вообще ТАКОЙ нужен? Кому?» И пойдет, куда глаза глядят.
Или на диван уляжется лицом в стенку и так останется.
Не каждого поджидает такая участь. Но часто встречается.
Обычно это называют «кризисом среднего возраста» потому, что бывает это чаще всего у мужчин от 35 до 45. Хотя может и гораздо раньше начаться. А закончиться может и позже. В общем, мне нравится больше название «кризис смысла». Это когда не знаешь «куда жить?» и «чтобы что?»
К этому возрасту все что успел «намечтать» будучи мальчишкой либо уже исполнилось, либо перестало быть актуальным. Ценности-то меняются с годами. А новых ориентиров не нафантазировалось. Вот и возникает вопрос: «куда жить?» и «чтобы что?»
А еще социум давит. И семья о потребностях заявляет. Да и самому в голову не приходит (или приходит, но редко) пересмотреть ВСЁ, ради чего жил. И поменять это самое ВСЁ.
Потому что на вопрос «чтобы что?» ответы лезут сами собой. Уже привычные. И не дающие, на самом деле, ОТВЕТА САМОГО ГЛАВНОГО. Не важно, каким он будет этот ОТВЕТ. Важно, чтобы он вдохновлял. А старые не вдохновляют. И новые не приходят. Ведь это, ой, как не просто: из состояния «ниже плинтуса» «выпрыгнуть» и найти тот ОТВЕТ, который поможет взлететь.
Вот и обратилась ко мне одна такая «жена – золото»: «Что-то происходит с мужем. Не знаю что. Помогите помочь ему».
- А что можете сделать?
- Поговорить с ним могу.
- Что вам для этого нужно?
- Понимать, что с ним происходит.
- Вам, — говорю, — лучше на каком «языке» — научном, философском, религиозном или эзотерическом?
- А на всех сразу давайте, чтоб я лучше разобралась?
Умница женщина!
И мотив хороший – мужчину своего понять
.
И начал я перечислять ключевые слова. Все, что вспомнились:
- На почти научном языке – это будет кризисом смысла и ценностей называться: ценность собственного будущего не видится, прошлое представляется лишь чередой ошибок, а в настоящем – «я — полное ничтожество».
Медицина еще называет это «психосоматическим периодом» — это, значит, когда недомогания разные не понять откуда берутся.
Философский подход в силу своей абстрактности будет увещевать «сменить отношение к жизни». Ну, подразумеваю, предлагается пересмотреть ответы на вопросы «кто я?», «для чего?» и «куда иду?»
Религиозный ум ответил бы, возможно, предложив какое-то учение в качестве ответов на эти вопросы. А, возможно, посоветовал бы просто сменить потребительское отношение к жизни на отношение СЛУЖЕНИЯ людям.
Целители, колдуны, биоэнергетики и другие специалисты помогающих профессий в зависимости от приверженности тем или иным взглядам предлагают «чистку кармы», «гармонизацию энергетических потоков», «открытие каналов и чакр», снятие «сглаза» и «порчи» и т.д., что тоже, как мне кажется, побуждает человека к определенным переосознаниям самого себя и окружающего мира.
Кому что ближе. Не так важно, что именно, лишь бы человек понял НЕЧТО и пошел дальше. И пусть этот «метод» станет ему очередной ступенькой.
Думаю, общее во всех этих вариантах – пересмотр ценностей жизни. Что теперь важно для самого человек? 
А пути выхода бывают разные – кто-то «выкарабкивается», начиная пристально следить за здоровьем физического тела – менять режим работы и отдыха и, соответственно, привычки, отказываясь от вредных, посещать тренажерные залы и бассейны, обливаться ледяной водой…
Кто-то резко меняет профессию и ставит ДРУГИЕ цели в жизни… Был предпринимателем, стал художником. Или совместил несовместимое…
Есть такие, кто меняет семью… Некоторые меняют все свое окружение: друзей, приятелей, родственников…
Кто-то «уходит в монастырь» — полностью меняет мировоззрение и становится по сути другим человеком.
Или можно заняться всем сразу: и телом, и разумом, и душой.
А кто-то так и остается лежать на диване лицом к стенке. Все это очень индивидуально.
Есть целая наука «логотерапия» (от древнегр. logos – смысл), которая занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла. Австриец Виктор Франкл придумал. Парень находился в концлагере и искал способ выжить. И нашел. Когда нашел смысл своего существования даже в такой безысходной, казалось бы, ситуации. А потом обобщил свой опыт, наблюдая за другими людьми, и пришел к выводу, что причиной многих невротических состояний является утрата смысла. В общем, что-то в этом есть. Интересные цитаты этого автора можно посмотреть здесь.
Вот, это я и попробовал объяснить. Что из этого получится, посмотрим. А записал это в надежде, что может, забредут к нам сюда эти муж и жена и легче им станет.
А еще на нашем блоге про это можно почитать здесь. И творчество одного такого клиента здесь.
Поделиться в соц. сетях
Опубликовано 8, Декабрь, 2007 в 1:23 в рубрики Консультации. Вы можете оставить отслеживать комментарии к записи при помощи RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.

9, Декабрь, 2007 в 0:13
ЭПИГРАФ 1:»Что главное в жизни – такова и сама жизнь».
ЭПИГРАФ 2: “И будет жизнь с ее насущным хлебом, с забывчивостью дня. И будет все – как будто бы под небом и не было меня!” Марина Цветаева.
Вопрос смысла — наиболее серьезная и наиболее ответственная тема человеческого бытия. Ошибка в ответе тут может обернуться крахом всей жизни.
Вопрос: неужели смысл жизни, — это смысл ЗЕМНОЙ жизни??? Быть может смысл как раз то за пределами земных координат?
А на эту тему пупырятся здесь http://www.anikolaev.ru/
9, Декабрь, 2007 в 3:07
Ну, и вопросики, дорогой друг…
Хорошие вопросы.
Попробуем, давай, порассуждать.
Если взять за точку отсчета предположение, что «смысл жизни» (ох, уж это словосочетание
) содержит в себе среди прочего составляющую развития человека, то развитие это предполагается возможным, как мне видится, исключительно на Земле и в плотном теле. Чтобы руки-ноги-голова были на месте, и человек мог действовать. Только в ДЕЙСТВИИ человек развивается и реализует свой «смысл». Это одна сторона.
А вот другая: уповая на смысл где-то «за пределами», чем и как вдохновляться, пребывая «в пределах»?
Да и неужто Создатель отправил нас в это путешествие длиною в вечность для того, чтоб мы «оторвались» от этого самого смысла? Или стремились вернуться и только лишь по возвращении обрели то, что ищем всю жизнь? Не выглядит разумным, что скажешь?
Мне кажется, все устроено очень гармонично
. И наша жизнь как часть Гармонии тоже. Главное научиться понимать Ее законы и правильно ими пользоваться. А тогда и «пупыриться» не придется
.
На ум приходит одна очень уважаемая и универсальная формулировка этого самого «смысла»: «С помощью деяний плоти своей улучшать окружающий мир материи». Только вот «деяние» каждый человек ищет и находить именно СВОЁ. В каждое мгновение свое земной жизни
.
И то, что помогает ему искать, можно назвать это таким вот словом — «предначертание», заложено где-то глубоко внутри него и общается с ним голосом сердца.
Ну, вот, как-то так, почти сказочно получилось изложить свои мысли
.
10, Декабрь, 2007 в 1:58
С тем, что «тело — инструмент души», посредством которого и происходит развитие, согласен.
Важным мне кажется и то, что говорить о смысле жизни, значит, так или иначе, говорить о Создателе.
И чтобы рассуждать дальше надо уточнить понятия. Что ты называешь «Гармонией»? Каковы ее законы? Как «Гармонией» объясняется смысл человеческой жизни?
И последнее. Где в приведенной формулировке смысла “С помощью деяний плоти своей улучшать окружающий мир материи”, — место для Бога?
Кажется, это обсуждение будет длинным))))
10, Декабрь, 2007 в 3:22
Гармонией называю совокупность материальных законов, в соответствии с которыми протекает жизнь на Земле, в том числе и человека.
И поскольку человек существо, по-видимому, духовное, то и сочетать гармонично ему в течении жизни надлежит два закона — материальный и духовный.
И как существо духовное, мне кажется, человек реализуя свой предначертанный смысл через действия плоти (подчиненной законам материальным), исполняет именно Волю Бога, так как он сам Ее чувствует исключительно индивидуально и с помощью своего духовного начала.
Вот как-то так мне видится сопричастность Гармонии
к исполнению человеком Воли своего Великого Отца через деяния своих рук, что и назвать смыслом жизни кажется уместным
.
Рустам, есть вероятность уйти в «мир абстрактных понятий»
. Может, как-то в конкретно-практическую плосткость лучше..?
14, Декабрь, 2007 в 13:09
В очередной раз убеждаюсь, как же позаботилась о вас-мужчинах природа
Вы только на минутку представьте себе, что «кризис смысла» случается у женщины! Катастрофа! Дети заброшены, дома кавардак, а на работеее… а она себе в поооиске (или на дивааане). Неет, не может себе это женщина позволить. Знает она, что ей такое не зачтется, что потеряет и то, что имеет, а в первую очередь муж сбежит 

Видимо, Бог все же мужчина
И, да здравствуют Женщины!!!
14, Декабрь, 2007 в 13:20
Да здравствуют женщины!
Рад, oleчка, что Вы цените — быть женщиной.
14, Декабрь, 2007 в 18:28
“кризис смысла” случается у женщины! Катастрофа! Дети заброшены, дома кавардак, а на работеее… а она себе в поооиске (или на дивааане).
А зато дети научаются в это время без напоминаний делать уроки, не забывают пить витамины по утрам и даже с испуга («Что это с мамой??») начинают чистить зубы
14, Декабрь, 2007 в 18:32
И, кстати, именно в кризисах я тщательнее всего прибираюсь… Медитативное такое занятие, самозасасывающее. Чем больше уберешь, тем заметнее грязь в других местах. От чего кризис еще и усугубляется… Иногда до косметического ремонта доходит… До капитального не доходило — бросала все на фиг и переезжала в новое место
14, Декабрь, 2007 в 22:25
Вот я и говорю, слабенькие они у нас(мужчины). Под это и научное объяснение придумали, кризисом назвали.
Женщина в любом состоянии может многое
15, Декабрь, 2007 в 0:24
Cofia, очень симпатична Ваша удивительная способность увидеть хорошее.
Особенно порадовала фраза «Иногда до косметического ремонта доходит… (уборка)»
***
oleчка, согласен с Вами в оценке многих возможностей женщины, данных ей от Природы, чем сам восхищаться продолжаю регулярно.
Вот только хотел уточнить, насколько такая Ваша оценка («слабенькие») противоположной половины человечества помогает Вам выстраивать качественные отношения с представителями этой самой половины? И насколько удается почувствовать себя женщиной рядом с тем, кто заранее определен Вами как «слабенький»?
15, Декабрь, 2007 в 2:18
Вот только не надо обобщать, есть мужчины, которые не попадают под это определение, как раз те, которых не «поджидает такая участь». Мне вот кажется, что все с этим сталкиваются, только ведут себя по-разному. Просто в любой ситуации нужно уметь думать не только о себе, но и о людях рядом. О людях, за которых ты в ответе, как бы это громко не звучало. Мы женщины, все стерпим, даже не так
, мы найдем позитивное и хорошее в сложившейся ситуации, извлечем из нее пользу, станем лучше, добрее, великодушнее и т.д. и т.п. А вот детки, которые рядом, что, как им то? Как бы мы не старались уберечь их от всего происходящего, они все понимают.
И как было бы все просто, если бы одной слепой веры в волшебную силу мысли было бы достаточно! Вот сколько «бы» получилось. Называем всех сильными и …о счастье! Да, а еще умными, благородными, щедрыми… и все вокруг ПрЫнцы! И живешь ты такая вся ПрЫнцесса, пока туфелькой по лбу не прилетит… Ведь как начинаются любовные отношения — слепой верой в идеальность партнера, а что потом? Человек меняется или просто вера пропадает?
15, Декабрь, 2007 в 20:58
oleчка, здравствуйте!
Рад, что Вы все же решили не обобщать и вспомнили всех сильных мужчин, встретившихся Вам на жизненном пути, рядом с которыми, по всей видимости гораздо легче и приятнее чувствовать себя женщиной!
А какой-то не вполне позитивный опыт, он есть в жизни каждого человека, и, возможно, он иногда служит определенной помехой для восприятия всего хорошего, что есть в нашей жизни.
Только вот не понял Ваше высказывание насчет хороших мыслей о людях. Это в каком-то смысле критика, и Вы предлагаете что-то еще более интересное? Тогда я не очень понял, в чем именно Ваше предложение. Или дополнение? Хотелось бы уточнить, что имеете ввиду?
И как-то мне немного странно воспринимать Вас, oleчка, будто бы в двух ипостасях: в Ваших письмах на мой электронный адрес — как человека исключительно позитивного и задающего конструктивные вопросы
, и здесь — в таких иногда своеобразных комментариях.
17, Декабрь, 2007 в 0:35
«Женщина в любом состоянии может многое» — даже подвигнуть мужчину на косметический ремонт. Кстати, вторую неделю живу в отремонтированной спальне
сменила зеленые обои и белую батарею на серые обои и изумрудную батарею — ХО РО ШО! А Принц он там или не принц… нет, наверное, обычный мужчина, тоже в кризисе, только в своем… Но какая-то принцность точно есть, потому что с ним даже обои клеить — интересно.
17, Декабрь, 2007 в 6:03
Источник кризиса — внутри нас, а не снаружи.
17, Декабрь, 2007 в 12:09
Здравствуйте, Kler!
По-моему, «кризис» (что бы не стояло за этим понятием) — это ВОЗМОЖНОСТЬ на пути внутреннего источника.
17, Декабрь, 2007 в 15:04
Здравствуйте, Павел


Критика кого вам увиделась? Людей, о которых мы хорошо думаем, а они себя ведут не так, как мы о них хорошо думаем? Или «вашей» теории о всеобщей хорошести как гарантии того, что все будет хорошо?
Все, что я хотела сказать, это, что нами придуманная хорошесть работает исключительно в нами придуманном мире и как только наш мир сталкивается (или соприкасается) с другим хорошим миром, но хорошим по-своему или не желающим быть хорошим, возникают проблемы. Как бы там не было, но есть слова типа «ложь», «обман», «измена» и много др, хотим мы их видеть в своем мире или нет, но они появляются.
Как вы думаете, невеста в ЗАГСе, какие картинки себе рисует?! Ну, уж точно не развод. И ее муж самый хороший на свете и много всего хорошего. Вот я и спрашиваю, что дальше «Человек меняется или просто вера пропадает?» Чем не конструктивный вопрос?
А вообще, вы же знаете, что меня «две»! (вот и работа психотерапевту )
Короче, не надо выгораживать мужчин, тем, что мы женщины о них неправильно думаем, а они оправдывают наши неправильные ожидания
17, Декабрь, 2007 в 15:53
Здравствуйте, oleчка!
Простите меня, что своими словами невольно вызвал Вашу столь эмоциональную реакцию.
Видимо, мы с Вами в разных мирах живем
. Поскольку в моем нет тех явлений, которые Вы назвали перечисленными словами, надеюсь, и Вы в скором времени усмотрите за этими «непомогающими быть счастливой понятиями»
что-то более интересное и позитивное. А то, что Вы считали не хорошим в Вашей жизни обернется для Вас настоящим благом
.
Счастья и радости!
19, Декабрь, 2007 в 11:48
Как раз нынче почитала у Зеланда, почему же не получается когда сильно чего-то хочешь. Вы, Олечка, пишете — » Ведь как начинаются любовные отношения — слепой верой в идеальность партнера, а что потом? «, есть и другие примеры — Например, у меня знакомая ОЧЕНЬ сильно хочет ребенка, но никак не может выносить.
Так вот, Зеланд уверяет, что не нужно (и даже вредно) придавать желаемому избыточное значение. Не важно — в смысле избегания или в смысле получения, но желания должны быть НЕ СИЛЬНЫМИ. Просто приятными, симпатичными, а не «кровь из носу!». Глупо, конечно, пересказывать своими словами тысячестраничный текст, но хотя бы указать где есть ответы на этот животрепещущий вопрос — могу. Это у Зеланда. Где-то на сотой странице
19, Декабрь, 2007 в 14:22
СИЛЬНЫЕ желания превращаются во внутренние требования, обращенные к другим людям. При неосуществлении которых, мы начинаем «гореть»
.
19, Декабрь, 2007 в 19:09
У Зеланда — это требования к мирозданию. А мироздание таких вещей не переносит и начинает активно противодействовать.
«Трансерфинг» книжка потрясающая — читается как детектив, по ночам — заставляю себя отложить книжку и спать лечь
Убедительно так
Ведь людей мы еще как-то можем надеяться изменить, а вот к мирозданию у нас более разумное (деликатное, вежливое, уважительное) отношение. Никто же не хочет хотеть чтоб камни падали вверх
. А вот чтоб муж пиво не пил — мы хотеть умеем и любим. А как оказывается что наша претензия не к мужу, а к мирозданию — сразу хочется что-то поменять в себе
19, Декабрь, 2007 в 22:04
«Надеяться изменить» людей — это и есть «требование».
И как-то кажется более правильным меняться, исходя из сознательного решения, а не из страха перед Мирозданием.
Не уверен, что страх лучший «убедитель» для человеков.
20, Декабрь, 2007 в 0:29
Я наверное как-то не так сформулировала. Нет ничего про страх и насилие у Зеланда. Прошу прощения.
20, Декабрь, 2007 в 0:41
Хорошо, давайте и я поправлюсь
Вот то отношение к Мирозданию — «деликатное, вежливое, уважительное» — его бы да еще и к мужу!
Мне кажется, такое отношение к Мирозданию проявить проще, чем к живому человеку. Потому и уточнил
20, Декабрь, 2007 в 0:49
Вот Оля мне подсказывает на эту тему детский стишок Агнии Барто:
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить.
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(гуляйте с ней с утра!)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
«Я тоже человечество!
И мне гулять пора!»
20, Декабрь, 2007 в 7:38
Вот так издалека и пришли к сути разногласий между мужчинами и женщинами, как мне кажется
Мужчине нужен тот смысл, который «Готов для человечества Он многое свершить», а Женщине “деликатное, вежливое, уважительное” — которое к мужу!» Так?
20, Декабрь, 2007 в 11:26
А мне кажется, между мужчинами и женщинами любовь, а не разногласия
20, Декабрь, 2007 в 16:26
В Вашем мире, Павел
20, Декабрь, 2007 в 22:46
А Зеланд как-то хитро так подводит что уважительное отношение к мирозданию оно и через отношения с мужем в том числе проявляются. И, как Вы Павел, правильно заметили — с Мирозданием это как-то проще получается. Но отражается потом на всех окружающих и друзьях ведь. Видимо, мне удобнее вот так, через посредника в виде законов мироздания начинать.
12, Январь, 2009 в 18:38
Кризисы — это вынужеденное столкновение со своим Я.Ходишь по лабиринту жизни, и выбираешь привычные пути.А потом вдруг появляются другие потребности.А на привычных старых дорожках это не лежит.Надо искать новые пути.Выходишь в другие закоулки — страшно, непривычно, спотыкаешься, падаешь, и выясняется — ходить научился, а через камни перепрыгивать — нет.Думал, что избавился от трусости, а на новых просторах коленки дрожат.И приврать готов, лишь бы попроще было добираться, и себя приукрасил — не заметил.Доходишь до определенного места, а там большое такое ЗЕРКАЛО.А в нем — ты.Такой, какой есть.Вот тебе и кризис.
12, Январь, 2009 в 18:43
Здравствуйте, Наталья!
Хорошая метафора, жизненная
Спонтанно родилась или придумывали?